Новости
- 03.12.2013
- Воздушная «соха» империи
-
Воздушная «соха» империи
100 лет назад в России прошел первый международный авиасалон, на котором ведущие авиастроительные державы спорили за право создания основного ударного самолета Русского воздушного флота Его Императорского Величества
Сегодня поклонники «твердой руки» любят повторять сомнительный комплимент Черчилля в адрес Сталина, который-де «принял Россию сохой, а оставил с атомной бомбой». Но, расточая комплименты большевикам-союзникам, Черчилль несколько слукавил насчет отсталости Российской империи. Судите сами: первый в истории аэроплан братьев Райт был создан в 1903 году, а уже через десять лет Воздухоплавательное управление Генерального штаба Его Императорского Величества объявило международный конкурс на лучшую модель военного самолета, который должен был стать главной ударной силой нового русского воздушного флота.----------------------<cut>----------------------Условия конкурса были довольно жесткими: аэроплан должен был лететь не менее 3 часов со скоростью не менее 80 км\ч, нести на себе пулеметы и бомбы и, самое главное, все иностранные авиаконструкторы допускались к участию только с обещанием открыть — в случае победы – производство самолетов в России. Впрочем, в России уже были свои самолетостроительные фирмы – например, в Москве инженер Юлиус Меллер основал завод «Дукс», а в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе инженер Игорь Сикорский начал строить свои оригинальные аэропланы. Именно Сикорский и стал главной звездой конкурса — все газеты взахлеб рассказывали о его четырехмоторном самолете-гиганте «Русский витязь». Увы, в конкурсе «Витязь» не смог принять участия: во время испытательных полетов на него упал «дуксовский» моноплан «Меллер-II». «Витязь» был разрушен, но Сикорский все равно выиграл конкурс – первый приз взял биплан, собранный на заводе «РуссоБалт», второй — более легкий моноплан. Третья премия досталась французской фирме «Лепер-Дюссен», поощрительный приз — фирме Моран-Сольнье. Также были отмечены и самолеты от завода «Дукс». Интересно, что, несмотря на результаты конкурса, именно "Дукс" и станет основным поставщиком машин для русского флота, сумев наладить в Москве конвейерное производство легких и надежных французских самолетов «Фарман», «Блерио» и «Ньюпор». И на начало Первой мировой войны Русский Императорский военно-воздушный флот имел 263 самолёта и являлся самым многочисленным как среди государств Антанты, так и среди Центральных держав.
Долгое время в Генеральном штабе были уверены, что основой Воздухоплавательного флота могут быть только дирижабли. Авиасалон 1913 года изменил это представление. На фото: группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем. Воздухоплавательный парк Волково Поле.
Дирижабль "Лебедь" — первый дирижабль, заказанный военным ведомством во Франции (первоначальное название Lebaudy, построен в 1908 году).
Дирижабль "Кондор".
"Ястреб" — один из первых российских дирижаблей, построенных в 1910 году на заводе «Дукс» в Москве. Конструктор А.И. Шабский.
Газета «Русское слово» писала: «Сегодня председатель совета министров В.Н.Коковцов со своей супругой, в сопровождении адъютанта и чиновника особых поручений, посетил Корпусной аэродром за Московской заставой. В.Н.Коковцов осматривал ангары и летательные аппараты. Авиатор Сикорский совершил при нем 20-минутный полет на «Гранде» («Гранд» — рабочее название самолета «Русский Витязь»). В полете участвовали адъютант В.Н.Коковцова и чиновник особых поручений. Авиатор Раевский поднес В.Н.Коковцову альбом с фотографическими снимками из жизни петербургских авиаторов, потом снял г. Коковцова в группе с авиаторами и через 18 минут после съемки поднес Коковцову уже готовую отпечатанную группу.
В конкурсе принимали участие и конструкторы-частники.
Главный авиационный спор 1913 года: формы или мотор? Конструкторы французской фирмы "Блерио" (на фото — самолет "Блерио №7") были уверенны, что главное в самолете — мощный мотор.
Их оппоненты из компании "Ньюпор" были уверены, что главное в самолете — обтекаемые формы и низкий коэффициент аэродинамического сопротивления.
Герои 1913 года: Петр Нестеров (слева) и его механик Нелидов у самолета " Ньюпор" после перелёта Санкт-Петербург — Киев.
Лидия Зверева, первая русская летчица на самолёте "Фарман IV".
Летчик В.Ф. Абрамович, совершивший перелет из Берлина в Санкт-Петербург.
Император Николай II принимает первый русских авиаторов.
Картинки с авиасалона.
К сожалению, конкурсная программа не обошлась без жертв.
Пилоты оказывают помощь раненным товарищам.
Перед вылетом. Гатчинская авиашкола.
Сенсация 1913 года: "Русский Витязь" (или "Гранд") Игоря Сикорского.
Игорь Сикорский (слева) и его пилот Северцев.
Опытные модели гидросамолетов Сикорского — предполагалось, что Россия будет отвоевывать Константинополь, и большая часть боев будущей войны развернется в Средиземноморье.
С-10 "Гидро" одномоторный двухместный биплан конструкции Сикорского.
В 1913 году был представлен и первый планер конструкции Андрея Туполева.
Самолёт-истребитель Ньюпор-17 стал основным русским самолетом в Первой мировой войне. Предположительно, на фото пилоты 1-ой БАГ (бо