16 000 руб.
Орёл от коронационной цепи ордена Святого Андрея Первозванного — это уникальный и великолепный фалеристический памятник, неразрывно связанный с самой церемонией венчания на царство российских императоров. Дело в том, что с XVIII века сложилась традиция, согласно которой во время коронации император возлагал на себя не только корону, скипетр и державу, но и особые, изготовленные специально для этого события коронационные регалии высшего российского ордена — Святого Андрея Первозванного. Эти регалии включали в себя особую, коронационную цепь ордена, которая отличалась от стандартной и была богаче украшена.
Цепь ордена Святого Андрея состояла из трёх чередующихся элементов: звеньев с изображением российского государственного герба (двуглавого орла), звеньев с вензелем основателя ордена Петра I («П I») и собственно круглых медальонов с изображением самого апостола Андрея на косом кресте. Центральным звеном, своеобразной подвеской этой цепи, и был тот самый коронационный орёл.
Этот орёл представлял собой не обычный геральдический символ, а ювелирное произведение высочайшего класса. Он был выполнен из золота, богато украшен эмалями, а часто и бриллиантами. Двуглавый орёл изображался с распростёртыми крыльями, увенчанный тремя императорскими коронами. На его груди располагался овальный щиток с эмалевым изображением Андреевского креста на голубом или белом фоне — знаком самого ордена. Изготовлялись эти орлы ведущими ювелирами своего времени, такими как знаменитая фирма Карла Фаберже для коронации Николая II.
После коронации эти уникальные цепи, как и другие регалии, не оставались у императора, а сдавались в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца (будущую Императорскую Романовскую галерею) на вечное хранение как государственное достояние и историческая реликвия. Таким образом, каждый такой орёл являлся не просто наградным знаком, а материальным воплощением идеи имперской власти и легитимности, неразрывно связанным с конкретным моментом венчания на престол. Его символика объединяла высшую воинскую и гражданскую доблесть (орден), божественное покровительство (апостол) и самодержавную власть (коронационный обряд). После революции эти уникальные предметы были национализированы и частично проданы за границу, а частично остались в собраниях российских музеев (как, например, в Алмазном фонде РФ), где и хранятся сегодня как бесценные свидетельства истории Российской империи.